из подписки
http://community.livejournal.com/ru_travel/7824677.html
Время и место - город Тетуан, север Марокко, зима 2007 года
...Тот рассмеялся и поведал, что хоть сам и марокканец, но живет в испанской Малаге. А сейчас гостит у своей семьи в Тетуане. Мы долго обсуждали проблемы эмиграции, ее вопросы и сомнения, тяготы адаптации и вполне объяснимую неприязнь испанцев к приезжающим нелегалам из Марокко. Он обронил примечательную фразу на тему того, что вначале была .Конкиста., затем .Реконкиста..
А теперь, когда Европа расслабилась . будет повторная мусульманская .Конкиста.. Мой собеседник рассмеялся, когда мы упомянули о том, что уже сейчас вовсю идет тихая вторая Конкиста Европы, поскольку в том же Париже уже каждый пятый . выходец из стран Магриба. Тот на миг перестал смеяться и заметил, что в Париже ситуация не столь показательна, как например в Марселе, где его единоверцев каждый третий. К чему мы вели этот разговор? Не знаю. Мой собеседник исчез так же неожиданно, как и появился.
На следующий день, вероятно, проникшись разговором на тему Конкисты, я предпринял путешествие в испанскую Сеуту. От тетуанского автовокзала CTM отправляются маршрутные такси до самого пограничного перехода в Сеуту (40км).
Вид на Сеуту со стороны марокканского пограничного поста
Несколько слов об этих маршрутных так си, иначе называемых Grand Taxi. Речь пойдет о старых и предельно изношенных Пежо-504, либо Мерседесах-200. В эти машины набивается гораздо больше пассажиров, чем это предусмотрено. Как минимум 4 человека сзади (иногда, плюс к этому еще и дети), плюс двое на одном кресле пассажира спереди. Итого, в автомобиле, предназначенном для 5 человек включая шофера, фактически едет 7-9. Эти нюансы важно учитывать, поскольку при продолжительных поездках данный вид транспорта может быть чрезвычайно утомительным. В моем случае нас было семеро, включая шофера, а в багажнике ехал баран, который беспрерывно и с силой колотился о заднюю часть сидения, от чего наши спины подскакивали вверх и вниз.
Сюда прибывают маршрутные такси из марокканского Тетуана. Далее - таможня и нейтральная полоса.
Путь в Испанию - длинный переход меж двух заборов. Марокканские тетушки везут на продажу товар.
Если Танжер это ворота в Марокко для европейцев всех мастей и потребностей, то Сеута . ворота в мир для марокканцев-шопников и редких бэкпекеров. Эти врата здорово друг от друга отличаются как по внешнему виду, так и по контингенту эти границы пересекающих. Сеута (по-арабски - Себта) занимает 18 кв.км и включает в себя выдающийся в море гористый полуостров, соединенный с сушей узким перешейком, где собственно и располагается город Сеута. От Марокко анклав отделяется укрепленной линией заграждений, которая хорошо просматривается с некоторых панорамных позиций уже внутри анклава. Переход границы своеобразен. Прежде вс его . не фотографировать на территории терминалов, будь то испанский, или марокканский. При мне задержали двух испанских девушек, которые снимали на видеокамеру процесс таможенного досмотра автомобиля. Их задержание не ограничилось устным внушением, а их посадили в машину жандармерии и увезли в направлении Тетуана.
Часть пятая. Сеута
Далее. Группа местных хастлеров (приставал), судя по всему, не совсем ориентированных на туристов будет пытаться продать вам иммиграционные карточки для заполнения. Это предлагается всем подряд, но слушать их не стоит . карточки совершенно бесплатно выдаются в окошечках паспортного контроля. Туристы становятся в отдельную от марокканцев очередь и очень быстро, получив в обмен на заполненную карточку печать, следуют к испанскому терминалу, до которого от силы полсотни метров. И здесь, уже на испанской стороне, меня поразила та легкость, с которой толпы людей въезжают в Европу. Никто не проверял документы въезжающи х в Испанию людей.
Повторю . вообще никто не проверял документы ни у кого из следовавших через сей пограничный переход. Я даже не доставал свой паспорт, а лишь шел в толпе марокканцев, и через минуту оказался на автобусной остановке уже на территории анклава.
Автобус ≤7, с надписью .Centro Ciudad. (центр города) как раз подъехал к остановке, вся толпа радостно в него загрузилась и мы поехали. Мир тебе, Испания. И все же примечательно, что на фоне стенаний европейцев о потоке нелегалов из Африки, границы тут фактически прозрачны. Забегая вперед, замечу, что и на обратно пути никто не проверял документы. И еще момент . от границы до центра города (2,5км) можно пройтись и пешком по набережной.
Сеута достойна небольшого исторического экскурса. Очень короткого, обещаю, поскольку сам терпеть не могу когда авторы путевых заметок, возомнив себя преподавателями истории, переписывают из интернета то, о чем не имеют ни малейшего представления.
Так вот, для испанцев Сеута, это как для русских Крым с Кронштадтом, для Британии . Гибралтар, для США . Статуя Свободы, а для израильтян . Иерусалим. Посему вполне понятно, насколько чувствительно Испания относится к любым спекуляциям на тему своих последних африканских владений. Тем более с Сеутой, над которой испанский флаг не опускался с 1580 го да, когда ее заполучили от португальцев.
Марокко имеет большие амбиции в отношении Сеуты и Мелильи, а прошлогодний конфликт между двумя странами из-за принадлежности крохотного островка в нескольких километрах к северо-востоку от Сеуты . тому лишний пример.
Удержание анклавов . вопрос национальной гордости Испании, в свете чего давно закрываются глаза на то, что оба анклава являются дотационными, что безработица достигает 30% и что с целью привлечения туда жителей предлагается полной освобождение от налогов. На фоне этого крайне цинично и иронично выглядят претензии испанцев на британский Гибралтар, который те считают своей территорией, незаконно присвоенной англичанами.
На мой взгляд, Сеута примечательна самим фактом того, что это европейский анклав в Африке, колоритный и необычный. Городок, с населением в 75 тысяч жителей, из которых треть . марокканцы. Тут приятный исторический центр, парочка церквей, одна синагога, городской театр и.все.
Здесь рай для любителей старинных крепостей и других фортификаций . в Сеуте как минимум пять крепостей, из которых две поражают своим и масштабами и мощью. Одна из них, Foso de San-Felipe, что на въезде в исторический центр города . истинный шедевр средневекового фортификационного искусства. Здесь стоит провести пару часов, включая посещение небольшого, но интересного городского музея. Фактически, этот громадный бастион отделяет город от африканского материка, поскольку тут, в самом узком месте перешейка прорыт ров, где плещется морская вода.
Второй форт, Fortaleza de Hacho, расположен на вершине горы, в противоположной стороне полуострова, или примерно в 4км к востоку от центра города. Крепость, стены которой со сторожевыми башнями и многочисленными бойницами протянулись на 2,5км, опоясывает вершину одноименной горы.
Третий форт, Castilio de Desnarigado, расположен на восто чной оконечности полуострова, в 7км от центра города и в километре. Четвертый и пятый форт менее внушительны, плохо сохранились, и расположены на южной части полуострова.
Панорама Сеуты с цитадели Хачо
В принципе, не так сложно совершить радиальный пеший маршрут от города ко всем фортам. Как это сделал я, пройдя порядка 10км пешком. Это тяжелый путь, но с множеством впечатлений и великолепных мест для панорамной съемки не только Сеуты, но и прекрасно видной отсюда громадой Гибралтара, до которого менее 30-и километров по-прямой.
Сеута мне понравилась. Если же посмотреть на это место, как на место жительства, то неизбежно ощущение клаустрофобии. Анклав, максимальной протяженностью в 9км и максимальной шириной в 1,8км, зажатый между морем и границей, связанный с Европой паромами . неоднозначное место для постоянного проживания. И не каждому по вкусу. К плюсам можно отнести замечательный климат, теплое море, дешевое жилье и налоговые льготы.
Еще через полчаса я вошел в здание пассажирского терминала порта Сеуты. Отсюда ежечасно отправляются паромы и быстроходные катамараны в испанский Альхесирас. Примечательно, что паромы на материк здесь дороже, чем из Тарифы в Танжер. Я заплатил 34 евро в одну сторону (из Тарифы стоило 29 евро), и это был минимальный тариф. Небольшой казус вышел при посадке, когда выяснилось, что купленный билет является ваучером, который следует в другом окошечке обменять на посадочный салон. Таким образом, я упустил ближайший катамаран. Хорошо, что билеты продают ся без времени и действительный на любой катамаран в течение суток. Перед посадкой осуществляется паспортный контроль, но опять же . выборочно. Впереди меня долго и досконально проверяли марроканскую семью, но я и несколько людей позади меня прошли не вынимая паспортов, и точно так же взошли на борт судна.
И вот, снова пересечение Гибралтарского пролива, на этот раз в обратном направлении. Верблюдообразный хребет Сеуты медленно исчезает вдали, постепенно сливаясь с горами африканского побережья. Полчаса и видны лишь общие контуры того места, где я еще недавно постигал таинства старинных крепостей и особенности пересечения границ.
Зато по правому борту появляется скала Гибралтара. Катамаран входит в залив Альхесирас, сбавляет ход и это самое время сделать несколько шикарных снимков. Все очень близко. Вот причалы порта Альхесираса, а напротив, через залив, буквально в пяти километрах . британский форпост Гибралтар.
Из путеводителя я знал, что сам по себе Альхесирас малоинтересен с туристической точки зрения. Большой портовый город, ворота Испании в Африку. Но здесь мне предстояло провести этот день и ночь. Не отягощая себя мучительным выбором, я просто направился к ближайшему недорогому отелю, о котором упоминалось в LP. Это мотель .Marrakesh., который держит доброжелательная марроканская семья. Одноместный номер с удобствами на этаже стоит здесь 20 евро, а двухместный . 30. Главное преимущество этого места состоит в том, что оно расположено в исключительной близости от порта, автовокзала и ж.д станци и. До любого из вокзалов буквально несколько минут пешком. Тут я оставил вещи, принял душ и не теряя драгоценного светового времени (на часах уже полдень), отправился на близлежащий автовокзал. Я еду в Гибралтар!
Продолжение - Гибралтар--->
Принять во внимание
Про косманавтов
воскресенье, 1 июня 2008 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий